Абу-Симбел - вечная обитель фараона

Популярное место заслуживающее особого внимания находится в Египте, на западном берегу Нила, в Нубии. Это комплекс из двух поражающих воображение храмов Абу-Симбел (или Абу-Симбиль - перевод "отец хлеба"), вырубленных в скале, по приказу фараона Рамсеса II, как символ победы в сражении над хеттами и огромной любви к своей жене - Нефертари. Изначально такое название носила скала, но после возведения в этом месте храмов, название Абу-Симбел перешло на всю группу скал вместе с постройками.

Abu-Simbel-3.jpg

Комплекс включает в себя Большой и Малый храмы. Большой храм возведён в честь фараона Рамсеса II после сражения при Кадеше (в 1296 году до н.э.), битва между войсками Хеттского и Египетского царств. Сражение проходило в г.Кадеше у реки Оронт (сейчас территория Сирии). Столкновение двух держав проходило с многочисленными потерями с обеих сторон и привело к тактической ничьей. Войска Рамсеса II чудом оставшись в живых не сумели занять Кадеш, хетты остановили вторжение египтян. В итоге было решено заключить перемирие, но каждая из сторон приписала победу себе. Рамсес II считал битву с хеттами главным делом своей жизни, и приказал увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту. Рельефные композиции на стенах Абу-Симбела описывают ход битвы, на всех рисунках фараон представлен как победитель этого сражения, сильный и могущественный, он возвышается над противником.

абу-симбел-египет-25.jpg

Малый храм воздвигнут в честь любимой жены фараона - царицы Нефертари, в статуях у храма она изображена в образе богини Хатхор (богиня любви, плодородия, неба, красоты, женственности, танцев и веселья). Прежде супруги фараонов не удостаивались чести быть увековеченными на ровне со своими мужьями, Нефертари была первой царицей, кто получил это право. Образ любимой жены Рамсес II приказал запечатлеть в статуях рядом со своими, расположенными у входа в малый храм. 

Abu-Simbel-нефертари.jpg

Малый храм намного скромнее и проще по сравнению с Большим храмом, состоит всего из двух залов. В знак своей огромной любви и почитания своей жены, фараон высек надпись на храме: «Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе на вечно, ради Великой супруги царской Нефертари, Возлюбленной Мут, в Нубии, в вечности и бесконечности… для Нефертари, удоволившей богов, той, ради которой светит солнце»

нефертари-египет.jpg

При входе в Большой храм, который был высечен в монолитной скале, восседают 4-ре огромные статуи трёх богов создателей - Ра-Хорахти, Амона и Птаха - и самого фараона Рамсеса II. Этих Богов царь считал своими покровителями. Прислонившись спиной к скале, огромные статуи величаво восседают на тронах, однако все статуи имеют портретное сходство с фараонам (одинаковое лицо). Таким образом Рамсес II олицетворяет себя равным Богу, обожествляет себя при жизни. Сами статуи около 21 метра в высоту, с двойными коронами (правление над верхним и нижним Египтом) на головах, облаченные в царские одеяния. У ног гигантских колоссов расположены скульптуры членов семьи фараона — жены Нефертари, его матери и нескольких детей (всего детей у фараона насчитывалось около двухсот). Идеальные пропорции скульптурных изображений фараона удивляет, учитывая их поразительное сходство и масштаб.

абу-симбел-колоссы.jpg

Фасад Большого храма составляет более 30 метров в высоту. Огромные помещения храма были высечены внутри цельного массива скалы, представляя собой четыре последовательно уменьшающихся в размерах зала, а также ряда небольших боковых помещений предположительно служивших кладовыми для жертвоприношений. В первый зал мог войти любой желающий, здесь находятся 8-мь статуй фараона в образе бога Осириса (бог возрождения, царь загробного мира и судья душ усопших). 

abu_simbel_17.jpg

абу-симбел-колоссы-22.jpg

Во второй зал могли войти люди только из благородного сословия, в третий зал допускались жрецы. Четвёртая комната предназначалась только для самого фараона и его семьи. Стены внутренних залов покрыты священными текстами, рельефами и фресками, как кадры из прошлого, они показывают нам значимые события жизни фараона и его окружения. Изображение на потолках солнца обозначает мощную царскую власть, а кобры, как символ справедливого неминуемого наказания за предательство своего фараона.

абу-симбел-28.jpg

Abu_Simbel_Ramesses_Egypt.jpg

Но есть ещё одна удивительная особенность Большого храма, из-за которой тысячи туристов каждый год съезжаются в Абу-Симбел. Благодаря точным расчетам строителей храма, два раза в год 22 октября и 22 февраля в 6:00 утра (по данным другого источника - 21 марта и 21 сентября — дни весеннего/осеннего равноденствия в 5:58 часов утра) - считается что именно на эти дни приходится день рождения и день вступления на трон фараона Рамсеса II, луч утреннего солнца проделывает путь 65 метров, неспешно пронизывая 4-е зала и останавливается на статуях богов сидящих в последнем малом зале. Сперва солнечный луч освещает по 6-ть минут статую Амона и Ра-Хорахти, затем луч переходит и 12 минут освещает статую Рамсеса II. Затем поток света исчезает и возвращается опять на рассвете через полгода. На статую бога Птаха солнечный свет никогда не попадает. Птах — владыка подземного мира, любит пребывать всегда во тьме. Все четыре статуи в малом зале, как и изваяния при входе в храм имеют лица Рамсеса II.

абу-симбел-16.jpg

Храмовый комплекс Абу-Симбел со временем пришел в упадок и практически весь был засыпан песком. Его нашел востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт из Швейцарии в 1813 году. Но откопать и попасть внутрь храма удалось только в 1817г благодаря Джованни Бельцони, именно он смог первым пробраться в храм Абу-Симбела после долгого забвения.

абу-симбел-9.jpg

В 1952 году началась активная работа по постройке второй Асуанской дамбы на реке Нил. Постройка плотины была жизненно необходима жителям Египта, но она грозила полному затоплению комплекса храмов Абу-Симбел, а также другим не менее ценным объектам культурного наследия. Египетское правительство срочно обратилось в ООН с просьбой помочь спасти храмы. На помощь пришла 51 страна поддержав один из наиболее амбициозных проектов по спасению построек мировой значимости. Ученые из различных стран стали думать как спасти храмы от затопления. Изначально хотели полностью затопить комплекс Абу-Симбел, а затем окружить его прозрачным стеклянным куполом-аквариумом, посетители могли рассматривать храм сверху со специальных смотровых площадок. Для более детального осмотра исторического памятника были предусмотрены лифты спускающие людей под воду. Но при реализации этого плана, храмы высеченные в скале из мелкозернистого пористого песчаника размылись бы водой и в со временем разрушились. Учитывая все эти особенности, стало ясно, что спасти храмы можно лишь передвинув их на безопасное расстояние от воды. Но как это сделать?! Задача казалась практически не выполнимой. 

абу-симбел-перенос.jpg

Один из вариантов переноса храмов - поднять и перенести их единым блоком, вырезав все памятники с помещениями внутри скалы целиком, установить снизу 650 домкратов и при помощи них и бетонных опор поднять храмы миллиметр за миллиметром на нужную высоту. Реализация этого плана была очень рискованной, так как до этого такую тяжесть, а именно 250 000 тонн, не поднимали никогда! Если часть домкратов или опор обрушится, последствия будут катастрофическими. Были и другие варианты спасения храмов, но все они не могли быть осуществлены на тот момент времени из-за отсутствия технических возможностей и слишком большого риска разрушить исторические памятники возрастом в 3 000 лет. Ученые пришли к выводу, что единственный способ перенести Абу-Симбел, был наименее привлекательным, ради переезда храмы нужно было разрезать на меньшие секции.

абу-симбел-перенос-храма.jpg

В начале 1964 года команда инженеров из разных стран приступила к титанической работе по демонтажу Абу-Симбела. Разрезать храмы на абсолютно равные блоки не представлялось возможным, иначе их фасад будет выглядеть как шахматная доска. Разрез прошедший сквозь нос или глаз скульптуры мог оставить невосстановимый шрам, поэтому разрезы нужно было нанести так, чтобы минимизировать ущерб. Наиболее тяжёлые и ценные блоки которые приходилось спасать - это головы Рамсеса II, весом в 30 тонн высеченные в самой горе, на высоте 20 метров. Всего было сделано более 5 000 разрезов вручную, чтобы получить 1050 блоков весом до 30 тонн, работали днём и ночью. Помимо фасада храма, потребовалось перенести помещения храмов в самой скале с колоннами, потолками, стенами с иероглифами и скульптурами. 

абу-симбел-24.jpg

Абу-Симбел был высечен в горе, это была природная конструкция, сложность переноса заключалась не только в переносе храмов, но и самой горы тоже. Девять месяцев беспрерывной работы понадобилось рабочим, чтобы распилить Абу-Симбел целиком. Теперь предстояла не менее трудоёмкая работа — перенести и собрать храмы заново. У каждого блока был идентификационный номер, чтобы потом точно знать откуда он и в каком порядке вернуть его на место. Это исключало возможность ошибки при сборке храмов. Но самое пугающее было ещё впереди, храм нужно было воссоздать так, чтобы луч солнца снова засиял на ликах Богов.

абу-симбел-14.jpg

Новое место для реконструкции нашли в 180 метрах от предыдущего местонахождения храма, на скале у старого русла Нила. Команде предстояло не только восстановить памятник, но что сложнее воссоздать окружавшую его гору. Создание целой горы над новыми храмами стало очередным испытанием. Для этого над храмом возвели огромный бетонный купол, он состоял из 300 гигантских сцепных секций. Так же оставалась сложность в том, чтобы выровнять храм так точно, как древние люди, чтобы восход освещал Богов внутри.

абу-симбел-27.jpg

абу-симбел-перенос-21.jpg

На воссоздание храмов ушло 19-ть тяжелых месяцев. Чтобы скрыть следы распилов нужно было замазать 10-ть километров швов строительным раствором. 31.10.1968 года проект был завершен, на 20-ть месяцев раньше плана. Абу-Симбел засиял не только в прежней красоте, но выглядел так, будто и не сходил с места! Даже отколовшаяся когда-то голова одного из колоссов была перенесена и точно положена как и прежде у подножия храма.

абу-симбел-4.jpg

Инженеры выяснили как нужно выстроить храм, чтобы пропускать солнечный свет во внутреннее святилище дважды в год. И сегодня солнечные лучи касаются лика 3-х статуй, как и 3 000 лет до этого и как будут в грядущие столетия. Масштаб работ проделанный в Абу-Симбеле был невиданным! Самый грандиозный перенос исторического памятника завершился успехом. Археологам и инженерам съехавшимся со всего света для спасения Абу-Симбела, удалось сдвинуть гору!

абу-симбел-20.jpg

Но была в храме ещё одна тайна. Говорят в святилище на рассвете начинали раздаваться плачь, тихий шёпот и стоны. После переноса храма эти звуки прекратились. Причина звуков в том, что когда восходящее солнце нагревало камни и воздух, в трещинах между камнями дул ветер, создавая эффект «эоловой арфы».

abu-simbel-temples-egypt-2560x1440.jpg

abu-simbel-23.jpg

абу-симбел-15.jpg

абу-симбел-13.jpg

абу-симбел-6.jpg

абу-симбел-26.jpg

абу-симбел-11.jpg

абу-симбел-19.jpg

хатхор-абу-симбел.JPG

абу-симбел-5.jpg

абу-симбел-7.jpg

abu-simbel-8.jpg

абу-симбел-египет-10.jpg

абу-симбел-рамсес.jpg

temple-ramesses-abu-simbel.jpg

абу-симбел-фараон.jpg



Количество показов: 5789
Дата создания: 29.01.2018 22:35:48
Количество комментариев к элементу:  1
Страна:  Египет

Комментарии

S P
Масштабы сооружений просто поразительны. Складывается впечатление, что было много свободных рабочих рук, которые нужно было как то занять, вот и придумывали всякие гигантские постройки.
ИмяЦитировать 0  
Комментировать

Вам так же будет интересно почитать

Абу-Симбел - вечная обитель фараона
Абу-Симбел - вечная обитель фараона

Популярное место заслуживающее особого внимания находится в Египте, на западном берегу Нила, в Нубии. Это комплекс из двух поражающих воображение храмов Абу-Симбел (или Абу-Симбиль - перевод "отец хлеба"), вырубленных в скале, по приказу фараона Рамсеса II, как символ победы в сражении над хеттами и огромной любви к своей жене - Нефертари. Изначально такое название носила скала, ...

Остров Пасхи
Остров Пасхи

Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удалённым от суши населённым островом в мире! Расстояние до побережья Чили составляет 3514 км. Единственный город на острове - Анга-Роа или Ханга-Роа (исп. Hanga Roa) с численностью населения менее 6 тыс. человек. Официальный язык на острове — испанский, а также рапануйский.

Теотиуакан – головоломки прошлого
Теотиуакан – головоломки прошлого

Загадочный город Теотиуакан окутан множеством вопросов, но пока все они остаются без ответа. Возможно, когда-нибудь мы узнаем всю правду о создании и жителях этого таинственного города, сейчас же имеются только предположения, которые опираются на собранные по крупицам данные, в результате археологических поисков длящихся вот уже 150 лет.
Теотиуакан сравнивают с египетскими пирамидами в Гизе, т.к....

Фьорды Норвегии – «У порога в небеса!»
Фьорды Норвегии – «У порога в небеса!»

Фьорд или залив —  неширокий, извилистый морской залив со скалистыми берегами, в большинстве случаев высота скал достигает 1000 метров. Длина фьорда в десятки раз превосходит ширину.
Фьорды имеют тектоническое происхождение, они сформировались в далёкое время ледниковых периодов. Фьорды образовались из-за резкого изменения направления движения (со встречного на противоположное) ...

Паган – город, затерянный во времени
Паган – город, затерянный во времени

Паган (или Баган (Bagan)) —  по праву можно назвать одним из самых невероятных памятников человеческой цивилизации. Это столица древнего Паганского царства, находящегося на территории сегодняшней Мьянмы, сейчас царство переименовано в нынешнюю Бирму. Город находится на сухом плато, в самом центре страны, на западном берегу реки Иравади. Паган основан более тысячи лет наза...

Ниагарский водопад
Ниагарский водопад

Своё название этот знаменитый водопад получил от живших в этих местах индейцев - ирокезов Онгиара (Ongiara). Слово «Onguiaahra» переводится как «раздвоенная земля» или «разделяющий пополам»,.есть ещё один, более лирический перевод, «гром воды» или "гремящая вода".
Река Ниагара соединяет два озера Онтарио и Эри, в тоже время, она является рекой, которая разделяет Канаду от американского...